О чём говорил Гринпис
Вчера в коворкинге «Завод» представители организации Гринпис во главе с руководителем противопожарного проекта Гринпис Григорием Куксиным делились с журналистами своими соображениями по поводу Б. торфяных пожаров, наделавших столько шума в стране, а может даже в мире.
О чём говорил Гринпис:
о брянском Гринпис
Мы слышали, что у вас тут есть какой-то свой Гринпис. Сразу оговоримся, наша организация, к сожалению, имеет всего два региональных отделения — в Москве и в Санкт-Петербурге. Больше никакого регионального Гринписа не существует. Этих людей мы не знаем и ничего не можем сказать по поводу их деятельности.
о специфике торфа
Технология тушения торфяника сильно отличается от тушения обычного природного пожара. В силу некоторых законов физики и химии торф, как только начинает гореть, образовывается защитный барьер, который не пропускает воду вглубь слоя. Таким образом, нужно применять постоянное перемешивание. Процесс очень долгий, трудоёмкий и дорогой. Именно поэтому важно успеть сделать это на ранней стадии. И не верьте легендам о самовозгорании торфа. Это чепуха. Чтобы торфяник загорелся его нужно поджечь.. Обычно всё начинается с непотушенного костра или пала травы.
о радиации
На нашем видео снят дозиметр, фиксирующий под 200 микрорентген (в пределах 20 это нормальный природный фон — Б. редакция). Это не значит, что вот эти 200 мкР/ч поднимутся с ветром и перенесутся в Брянск или в Москву. Просто в тех местах, Гордеевский, Новозыбковский районы, такой вот фон. Но в процессе горения, конечно, микрочастицы, лежащие на глубине поднимаются, всё это перемешивается. Мы проверяли, приближаешься к очагу — фон возрастает. Городам по большому счёту ничего не угрожает, а вот те пожарные, которых туда посылают без элементарных средств индивидуальной защиты, даже без респираторов, могут получить проблемы со здоровьем. Но не прямо сейчас, а в будущем. Этим дымом дышать действительно опасно. И бытовым дозиметром эту опасность не обнаружить.
о людях
В Брянской области очень сильная лесопожарная служба. Действительно классные специалисты и они хорошо оснащены. Отличные ребята, одни из Лучших в России. Очень хороший профессионал полковник Богатырёв, который руководит сейчас непосредственно тушением. Но у вас, как и везде по стране, сложилась очень неприятная ситуация. Есть негласное распоряжение молчать о торфяных пожарах. Ещё весной высшее руководство МЧС перед телекамерами торжественно пообещало, что в 2014 году торфяники в стране гореть не будут. А слово надо как-то держать. И пожарным запрещено оформлять пожары как торфяные. Поэтому или заявляется горение травы, или вообще говорят, что ничего не горит, вам показалось, как в Старом Вышкове, где люди месяц (!) били тревогу, а их успокаивали. А, как мы говорили, торфяник надо тушить сразу большими силами, но раз нет пожара, то кто тебе позволит привлечь большие силы. Хватаются за головы только когда дым доходит до Москвы. Но к этому моменту что-то изменить уже крайне сложно. На местных пожарных давят из Москвы, но доказать это невозможно.
о России
Таких масштабных пожаров как у вас мы, пожалуй не видели нигде с 2010 года, а до этого — с 2002. Масштабы соизмеримы только с Тверской областью. Но там другая история, там горит с весны. К вам мы тоже в апреле выезжали, но весна в тех краях была сырая и весну удалось проскочить, а вот осенью… Весной горели Смоленская, Московская, Владимирская, Ярославская, Рязанская области. Но там удалось проблему решить. Основная проблема — замалчивание информации о пожарах. Существует внутренний регламент МЧС, так называемый «регламент лжи», по которому о пожаре на котором погибло менее 5 человек не обязательно сообщать общественности. Он не считается крупным. С другой стороны, в том же регламенте есть пункт, запрещающий распространение информации, которая может привести к панике. Вот, опираясь на это, МЧС и замалчивает всё что угодно. Сейчас мы этот документ стараемся отменить.
о перспективах
Начали тушить поздно. Хоть и неплохо сейчас идут дела. С тем же обводнением. Но время упущено и даже теоретически теперь успеть полностью прекратить горение до зимы не удастся. Жители припожарных деревень продолжат дышать дымом. Эффект от этого дыма отложенный, и когда он начнёт проявляться, никто уже не сможет доказать связь между повышенной смертностью в каком-то населённом пункте и торфяным пожаром осени 2014 года.
Гринписовцы принесли с собой кучу всякой полезной литературы. От противопожарной пропаганды, до непосредственных инструкций по тушению пожаров. Так что, дорогой Б. читатель, если ты вдруг решил, что хватит ждать милостей от природы государства, а пора создавать своё добровольное подразделение по противодействию огню, состоящее, возможно, из тебя, соседа, кума и тёщи, приходи к нам в Б. редакцию, мы тебя технически подкуём.
«И не верьте легендам о самовозгорании торфа. Это чепуха.»
ну ну. Специалисты, что сказать.